В Америке спорят о качестве и направлении развития системы образования
В Америке всегда велись споры о качестве и направлении развития системы образования, но в последние годы основной упор делается на поиске оптимальных способов оценки и улучшения успеваемости. Сравнение с учащимися из других стран также обострило дебаты о методах и результатах образования, особенно в связи с наметившимся отставанием американских школ в области естественных наук и математики. |
Прогрессивные реформыПервые реформаторы пытались устанавливать обоснованные академические нормы и требования, готовить учителей или укреплять школы во имя эффективности. Иными словами, превращать образование в профессию.Кульминацией этих усилий стало Прогрессивное движение конца 19-го и начала 20-го века, когда педагоги, подобные Джону Дьюи, призывали к фундаментальной реформе преподавания и организации работы школ. Дьюи и его сторонники предлагали предоставить учителям больше самостоятельности в классе, делая упор на практическое обучение вместо механического запоминания и побуждая учащихся к независимому мышлению. Однако подход Дьюи, в центре которого стоял ребенок, почти сразу же стали оспаривать те, кто был заинтересован в использовании новых методик для повышения эффективности обучения за счет разделения учащихся на потоки (один из которых заканчивался поступлением в колледж, а другой вел к получению рабочей специальности). Многие также неправильно понимали прогрессивное образование, воспринимая его сосредоточенность на потребностях детей как отсутствие достаточно жестких требований к учебе. |
Страна под угрозойКритика современных методов преподавания вновь зазвучала в 1950-е годы, когда в результате споров о поиске оптимальных способов преподавания языка вышло в свет пособие по фонетическому методу обучения чтению "Почему Джонни не умеет читать?" (два десятилетия спустя появилось и другое пособие: "Почему Джонни не умеет писать?").Запуск советского спутника в 1957 году стал причиной повышенного внимания к естественным наукам и математике в эпоху холодной войны и гонки в космосе между США и Россией. В опубликованном в 1983 году докладе "Страна под угрозой", сыгравшем поворотную роль в развитии системы образования, говорилось, что снижение академических стандартов угрожает положению Америки в условиях усиливающейся международной конкуренции. Предлагалось выделять больше ресурсов на образование и повысить требовательность к учащимся. Реакция на доклад была разной – были удлинены учебный год и учебный день, в учебной программе основное внимание уделялось базовым предметам. И все же сделанные в докладе выводы энергично оспаривались. "Не только неверно, что произошел сильный спад, - утверждает историк Карл Кестл в книге "Школа", - но и верно то, что мы даем сейчас образование гораздо большей части молодежи, чем в 1950-е годы". |
Чартерные школы и конкуренцияМногие школьные реформы проводились с целью усиления конкуренции в системе муниципальных школ. Чартерные школы представляют собой независимо работающие муниципальные школы, которые должны удовлетворять тем же академическим и юридическим требованиям, что и традиционные муниципальные школы. Однако чартерные школы отличаются тем, что они свободны от большинства бюрократических и правовых ограничений, которые распространяются на традиционные учебные заведения. В настоящее время в США работает приблизительно 2000 чартерных школ.Еще одним ответом на опасения по поводу академических стандартов и международной конкуренции стало установление отношений между бизнесом и школами. В ряде случаев школьные округа пытались воспроизвести эффективность и организацию корпоративной модели, устанавливая стандарты и цели, которые можно измерить, и делая администраторов и учителей ответственными за результаты. Стремясь к подотчетности, во многих штатах были приняты законы, позволяющие закрывать несостоятельные муниципальные школы. В подобных случаях, которые пока редки, школы могут по своему усмотрению заново штат сотрудников и учителей или переходить в разряд чартерных школ. Семьи, живущие в районах с несостоятельными школами, часто получают возможность переводить своих детей в более эффективно работающие школы. Весьма спорным новшеством оказались школьные ваучеры. Ваучерная программа позволяет родителям покидать несостоятельные или не соответствующие стандартам муниципальные школы и получать государственные средства в счет полного или частичного обучения в частных школах. Сумма обычно определяется, исходя из расходов на одного учащегося в населенном пункте. По идее, если школам борьба за учеников должна способствовать улучшению школ. Однако споры вокруг использования денег налогоплательщиков на поддержку частных или религиозных школ оказались очень ожесточенными, и система с использованием школьных ваучеров была внедрена в очень ограниченном количестве мест . |
ПриватизацияПо имеющимся оценкам, частные коммерческие компании в настоящее время управляют 10 процентами муниципальных чартерных школ страны. Одной из крупнейших компаний подобного рода является основанная в 1992 году фирма "Эдисон скулз", которая управляет чартерными школами в 19 штатах и округе Колумбия, а также оказывает поддержку "академиям для школьников" и предоставляет другие услуги в партнерстве с муниципальными школами.Традиционные организации муниципальных школ, подобные Национальной ассоциации образования, выступают против приватизации, утверждая, что существует естественное противоречие между потребностями частных компаний в прибыли и нуждами школьников. Фирмы, такие как "Эдисон скулз", утверждают, что конкуренция помогает совершенствовать как муниципальные, так и приватизированные школы, от чего выигрывают "потребители" - ученики – как это всегда происходит в условиях рынка. Обе стороны ссылаются на сторонние исследования, подкрепляющие их точку зрения в этом споре. Сторонники муниципальных школ цитируют доклады 1990-х годов, показывающие, что у школьников, обучающихся по программе "Эдисон", нет существенного перевеса, а сами школы публикуют лишь благоприятные для себя результаты. С другой стороны, в исследовании, проведенном в 2000 году корпорацией “РЭНД”, сделан вывод о том, что "успеваемость в системе "Эдисон скулз" соответствует или превышает аналогичный рост успеваемости в муниципальных школах". |
Перестройка средней школыЕще одно реформаторское движение, возглавляемое фондом Билла и Мелинды Гейтс, применило совершенно иной подход к реформе образования, фундаментально переосмыслив суть самих средних школ. "Наши средние школы проектировались 50 лет назад для удовлетворения потребностей другой эпохи", - считает основатель корпорации "Майкрософт" Билл Гейтс.Последние пять лет фонд финансирует эффективные образцовые школы, которые "охватывают всех учащихся жестким учебным планом. Они предлагают обучение, соответствующее жизни и устремлениям учеников. Они также налаживают прочные связи между учащимися и взрослыми". В ходе перестройки, проводимой Гейтсом, также подчеркивается, что обычно действует принцип "чем меньше, тем лучше". "При прочих равных условиях, - говорится в докладе фонда, - ученики небольших средних школ получают более высокие оценки на экзаменах, проходят больше курсов и чаще поступают в колледж, чем выпускники более крупных школ. Более того, эти результаты, особенно четко проявляются среди учащихся из семей с низкими доходами и среди цветных учащихся". |
Ни одного отстающего ребенкаСамым радикальным изменением в роли федерального правительства в образовании со времен Закона о начальных и средних школах 1965 года является принятый в 2001 году по инициативе администрации Буша закон "Ни одного отстающего ребенка". Этот закон обязывает штаты вводить образовательные стандарты успеваемости для учеников разных классов и предпринимать шаги для повышения успеваемости тех, чья учеба не отвечает данным требованиям.Закон требует определять цели на уровне штатов: что должны знать дети с третьего по восьмой класс по чтению и математике, какие результаты они должны продемонстрировать на стандартных тестах. Эти и другие показатели эффективности работы школ сводятся в годовые ведомости на уровне штатов. Несмотря на то, что в штатах и на местах школьные системы пользуются значительной свободой действий для повышения успеваемости, закон требует лишать несостоятельные школы учеников и финансирования. Родители могут переводить детей в другие муниципальные или чартерные школы. Они также имеют право на учебные и другие специализированные услуги. Закон "Ни одного отстающего ребенка" вызвал разную реакцию - от твердой поддержки до скептического отношения и прямого неприятия, говорится в докладе, подготовленном в 2004 году Комиссией штатов по образованию. Сторонники считают, что введение стандартов, тестов и отчетности в масштабах страны необходимо для становления и сохранения качественных школ в условиях глобальной экономической конкуренции. Другие группы, такие, как Американская федерация учителей и Национальная ассоциация образования, высказывают большие опасения по поводу оценки эффективности работы школ в ситуации, когда контингент школьников так сильно различается по своему происхождению и степени владения английским языком. Родители указывают на школы, где занятия по изобразительному искусству и другие развивающие предметы принесены в жертву тому, чтобы "натаскивать учеников к экзаменам" и не допускать отнесения их школ к категории несостоятельных. Джейсон Камрас, удостоившийся в 2005 году звания учителя года, считает: "Главная сила закона "Ни одного отстающего ребенка" в том, что в нем установлены высокие требования для каждого ребенка в Америке". В долгосрочной перспективе данный закон представляет собой лишь последнюю ступень в длительных дебатах об установлении равновесия между требованиями общедоступности и успеваемости в американском образовании. |