Английские родители готовы переехать и даже лгать ради хорошей школы для детей.
Как обнаружили исследователи, в образовании действует, так сказать, "лотерея почтовых индексов", вынуждающая родителей идти на самые отчаянные меры – например, выдавать себя за верующих или указывать ложные сведения о своем местожительстве, лишь бы устроить ребенка в приличную школу.
Каждый седьмой родитель утверждает, что готов предоставить ложную информацию, если решит, что она повысит шансы его (ее) ребенка на прием в хорошую школу. В Лондоне этот показатель достигает 23%. Ради хорошей школы, утверждает 51% респондентов, они готовы переехать в другой район. Опрос проводился организацией GfK/NOP по заказу исследования "Хорошее детство" – рассчитанного на два года социологически-исследовательского проекта, которое осуществляет благотворительная организация The Children's Society для мониторинга образа жизни британских детей и юношества.
Боб Рейтемейер, исполнительный директор The Children's Society, отметил, что эти отчаянные усилия родителей будут иметь серьезные последствия для образования в Великобритании и повлекут за собой возникновение двухъярусной системы. "Масштабы усилий, которые готовы предпринять родители, явно указывают, что разные школы колоссально разнятся между собой по уровню", – сказал он.
'Но для многих семей, – продолжал Рейтемейер, – дорогостоящая затея с переездом ради устройства ребенка в хорошую школу просто неосуществима. Современная система рискует усугубить неравенство, сделав социальную принадлежность и экономическое положение ребенка ключевым фактором его успешного обучения в школе".
Консерваторы расценили эти выводы как доказательство того, что хороших школ очень мало. "Слишком много детей не имеют доступа к школам, доказавшим свою успешность благодаря тому, что ориентируются на способности детей и решительно обеспечивают дисциплину, – говорит Ник Гибб, официальный представитель Консервативной партии по вопросам образования. – В объективном плане ничто не препятствует школам в районах, не имеющих социальных преимуществ, работать эффективно – мы должны начать с распространения лучших методов, которые применяются в самых успешных школах".
Власти Великобритании пошли на экстраординарные меры, чтобы попытаться помешать родителям "обманывать систему". Два года назад правила приема в школы были ужесточены, но школьные администраторы признают, что некоторые родители непременно найдут новые способы обойти препятствия.
Хотя лишь около 6% детей учатся в независимых школах, опрос показал, что значительная часть родителей была бы готова отдать ребенка в частную школу, если бы плата за обучение не была такой высокой. Почти половина респондентов (44%) утверждают, что пошлют детей учиться в частную школу, если смогут себе это позволить, причем в Лондоне этот показатель еще выше – 52%.
Как показал опрос, дети из малообеспеченных семей живут в районах, где хороших школ гораздо меньше, по сравнению с районами проживания детей из среднего класса. Только 44% детей, имеющих право на бесплатное питание в школе, живут вблизи хотя бы одной хорошей школы (исследователи, исходя из адреса ребенка, выбирали три школы, наиболее близкие к его месту жительства), тогда как среди детей более обеспеченных родителей этот показать – 61%.
Собранные материалы демонстрируют: несмотря на то, что за последние 20 лет образовательный уровень неуклонно растет и все больше учеников по достижении 16-летнего возраста продолжают обучение в школе, некоторые социальные слои продолжают отставать. Способные дети из малообеспеченных семей, в раннем детстве опережающие по развитию своих сверстников, к возрасту 6 лет по уровню развития уступают детям из более обеспеченных семей.
Тем временем 67% родителей встревожены тем, что в наши дни по сравнению с периодом их обучения в школе делается куда больший упор на экзаменах.