Бизнес в Соединенных Штатах
Ответственность корпораций перед обществом считается разумным деловым подходомМногое изменилось с тех пор, как прославленный экономист Мильтон Фридман написал в своей книге “Капитализм и свобода” в 1962 году, что единственная ответственностью руководства корпораций перед обществом - получать максимальный доход и приумножать благосостояние своих акционеров. |
Сегодня прогрессивные компании понимают, что вести дела необходимо, руководствуясь не только единственным принципом получения максимальной прибыли: компании должны также вносить свой вклад в создание общественного блага в более широком смысле и относиться к своим сотрудникам, по меньшей мере, как к достойным людям, заслуживающим уважения. Такой деловой принцип описывается термином “социальная ответственность компаний”.
Джеймс Вирей, директор Комитета по вопросам международного персонала и социальной ответственности компаний Государственного департамента, сказал ЮСИНФО в своем интервью 2 августа, что у компаний “множество мотиваций” для того, чтобы вести дела как достойные члены своего общества, страны и всего мира. Вирей сообщил, что некоторые компании берут на себя социальную ответственность “потому что они считают, что социально ответственное поведение пойдёт на пользу их бизнесу: улучшит репутацию бренда, снизит риски, воспрепятствует текучести кадров или увеличит производительность, и это лишь некоторые из положительных результатов социально ответственного поведения”. Другие компании внедряют социальные программы “потому что они просто считают, что это правильно”, добавил он, а третьи “делают это сразу по двум причинам”. Вирей сказал, что участие компаний в программах по развитию социальной ответственности, которые проводит сам Государственный департамент, говорит об их “истинной заботе о правах человека и правах сотрудников”. По словам Вирея, инициативы Государственного департамента включают Добровольные принципы в сфере безопасности и прав человека, а также “многосторонний диалог о детском труде в кокосовой промышленности”. Добровольные принципы это свод стандартов, которыми должны руководствоваться компании, обеспечивая технику безопасности и защищённость персонала в процессе производства, и одновременно соблюдая права человека и основные свободы. Диалог об использовании детского труда включает в себя инициативу в Западной Африке, где США финансирует неправительственные организации, предоставляющие возможность обучения и образования для детей, принужденных работать на кокосовых плантациях. Более 6000 детей, которые с помощью этой программы были спасены от одного из наиболее страшных видов детского труда, в настоящее время посещают школы. Лари Палмер, президент Межамериканского фонда, сообщил ЮСИНФО, что “процветающее население полезно для бизнеса” так же, как и “ответственные компании, которые заботятся о населении”. “Когда бизнес и население объединяют свои усилия в том месте, где люди живут и сталкиваются с повседневными проблемами, создается более сплоченное общество”, сказал Палмер, который возглавляет одно из агентств США по содействию развитию Латинской Америки и стран Карибского бассейна. Палмер сказал, что его агентство стало свидетелем того, как все шире распространялась в Латинской Америке социальная ответственность компаний. “Мы небезуспешно пытались убедить ведущие Латиноамериканские компании и корпоративные фонды в том, что ресурсы, направленные на их социальные программы могут быть успешно инвестированы в простых людей, чем мы эффективно занимались на протяжении четырёх десятков лет”,- объяснил он. Палмер утверждает, что “РедИАмерика” - сеть из 61 одного корпоративного фонда Латинской Америки и стран Карибского бассейна, которые вместе с агентством занимается повышение благосостояния населения, является главной опорой Межамериканского фонда в привлечении дополнительных корпоративных ресурсов. По словам Палмера Межамериканский фонд в рамках программы предоставления грантов на развитие также финансирует проекты, которые помогают частным компаниям, неправительственным организациям и организациям низового уровня организовать “активное сотрудничество”. По его мнению, примером такого сотрудничества может служить боливийская компания “Ирупана Андин Органик Фудс” по производству органических продуктов, которая работает в тесном сотрудничестве с лицензиатом Межамериканского фонда в Боливии “Боливийской ассоциацией развития сельских районов” и помогает местным фермерам улучшить качество органического квиноа и выращивать амарант для лекарственного использования. Квиноа – злак, используемый в качестве заменителя риса. “Устойчивый мировой рынок квиноа означает для фермеров и для “Ирупана Фудс” более высокую прибыль: их экспорт увеличился более чем в десять раз за последние четыре года”. Он добавил, что это “хороший пример совместной работы социально ответственной компании, эффективной неправительственной организации и различных групп трудолюбивых людей”. Арвинд Ганесан из неправительственной группы “Защита прав человека” утверждает, что за последние несколько десятилетий в отношении компаний к их ответственности перед обществом произошли серьезные изменения. Ганесан, который является директором одной из программ группы, которая занимается защитой прав человека в условиях коммерческого предприятия, рассказал ЮСИНФО, что еще 10 лет назад компании стали бы отрицать, что у них есть какие-либо обязательства по защите прав человека. Сегодня практически все компании в той или иной мере признают свою ответственность в этой сфере. Выполняют ли компании свои обязательства по правам человека, “это другой вопрос”, говорит Ганесан, который также делал доклад о социальной ответственности коммерческих предприятий на конференции Государственного департамента по правам человека, проводившейся с 18 по 20 июля. По словам Ганесана, принципы ответственности компаний перед обществом можно претворить в жизнь, когда компания включает правила и порядок соблюдения прав человека в действующие в компании инструкции, и берет на себя обязательства соблюдать их на практике. Ганесан будет одним из докладчиков на конференции по вопросам о социальной ответственности компаний, которая пройдет в Сан-Франциско с 23 по 26 октября. Некоторые официальные лица США также станут участниками конференции, спонсором которой выступает группа “Бизнес за социальную ответственность”.
Использованы материалы опубликованные Бюро международных информационных программ Государственного департамента США
|