Может ли четырехлетний ребенок совершить сексуальное преступление?
Иностранцу или иммигранту американская система образования может показаться не только большой и разнообразной, но даже запутанной. Подобная сложность системы образования отражает историю, культуру и ценности меняющейся страны как таковой. В широком смысле слова американская система образования отличается большими масштабами, необычной организационной структурой, выраженной децентрализованностью и растущим многообразием. |
Масштабы системы образования в СШАВ США учебные заведения - государственные и частные, начальные и средние школы, университеты штатов и частные колледжи - можно найти повсюду. В Соединенных Штатах продолжает действовать одна из крупнейших систем всеобщего образования в мире. По данным Национального центра статистики в сфере образования, в 2005-2006 учебном году в американские школы и колледжи было зачислено более 75 миллионов детей и взрослых. 6,8 млн. человек были учителями и преподавателями на всех уровнях системы образования - от детского сада до колледжа.Более миллиона дошкольников из семей с низкими доходами, обычно в возрасте трех-четырех лет, обучаются по программе "Хед старт", в рамках которой предлагается обучение, социальное развитие и питание, чтобы подготовить их к учебе в школе. Набор в государственные школы резко возрос среди поколения "демографического бума" после Второй мировой войны (обычно к нему относят тех, кто родился с 1946 по 1964 год). После спада в 1980-е годы количество школьников снова стало быстро увеличиваться - по последним сведениям Бюро переписей населения США, во многом это происходит благодаря росту латиноамериканского населения. Сегодня в американскую систему образования входит почти 96 000 государственных средних школ, и более 4200 высших учебных заведений самого различного размера: от муниципальных колледжей с двухгодичной программой обучения до огромных университетов на уровне штатов с дипломными и последипломными программами, в каждом из которых обучается свыше 30 000 студентов. Общие расходы страны на образование составляют приблизительно 878 млрд. долларов в год. |
Система среднего школьного образования в Соединенных ШтатахВ большинстве штатов все дети в возрасте до 16 лет обязаны посещать школу. Обучение начинается в детском саду (уровень "К") в пять лет, к 18 годам завершается полный курс обучения в средней школе (12 классов). Начальная школа, как правило, охватывает обучение с детского сада по пятый или шестой класс. По оценкам, в настоящее время в школы, где обучаются ученики промежуточных классов в возрасте от 10 до 15 лет, зачислено свыше 20 миллионов детей. И наконец, в школах для старшеклассников с девятого по двенадцатый класс учатся молодые люди в возрасте от 16 до 18 лет.Директор школы Марк Зибарт из Миннесоты прокомментировал наличие подобного разграничения между начальной школой, промежуточными классами и старшими классами следующим образом: "Промежуточные классы средней школы рассчитаны на особые потребности подростков". Для промежуточных классов характерны занятия в группах и гибкое расписание по академическим парам, а не фиксированные уроки по 45-50 минут. В школах для учеников промежуточных классов также делается упор на небольшие группы, на междисциплинарный подход к предметам и на специальные проекты, чтобы увлечь 10-15-летних ребят, которые, как указывает Национальная ассоциация средних школ, "претерпевают самые быстрые в своей жизни перемены в умственной деятельности и развитии". Большие современные школы для старшеклассников от 14 до 18 лет, в которых предлагается широкий спектр учебных и факультативных курсов, стали неизменным атрибутом американского образования к середине 20-го века. Старшеклассники могут выбирать из множества клубов, мероприятий, спортивных секций, форм производственного обучения и других внешкольных занятий. Прошедшие тестирование школьники с высокими оценками могут проходить более сложные академически продвинутые курсы либо заниматься общей или профессионально-технической классной работой. На протяжении 20-го века старшие классы объединялись в более крупные школы, с более широким выбором предметов. Сельские школы почти исчезли, на смену им пришли окружные школы для старшеклассников. В городах довольно широкое распространение получили школьные комплексы, вмещающие до 5000 учащихся, причем предлагаемые учащимся курсы ориентировались как на колледж, так и на профессионально-техническое обучение, то есть практически каждый мог выбрать подходящую для него программу. В последнее время озабоченность в связи с качеством образования в таких больших школах заставила задуматься о создании менее крупных школы, где на одного учителя будет приходиться меньше учеников. Современные американские школы для старших классов давно заняли видное место в поп-культуре. В популярном мюзикле "Бриолин", телевизионном сериале "Счастливые деньки" и фильмах, таких как "Школьные джунгли", высвечивались светлые и темные стороны школ в 1950-е годы. В последнее время появились разнообразные популярные развлекательные программы о жизни старшеклассников - от фильмов, таких как "Дрянные девчонки", "Джуно", "Выборы" и "Классный мюзикл", до таких известных телевизионных шоу, как "Беверли-Хиллз 90210" и "Спасенные звонком". |
Частные школыВ Соединенных Штатах процветают частные школы, многими из которых руководят церкви и другие религиозные организации. Из примерно 55,8 млн. детей, посещавших начальные и средние школы в 2007-2008 учебном году, около 6 миллионов, или 11 процентов, учились в частных школах.Более половины учеников частных школ страны посещают католические школы - старейшую в США систему частного образования. Другие частные школы отражают религиозное многообразие Америки, охватывая почти все протестантские конфессии, а также квакерскую, мусульманскую, иудаистскую и греко-православную веру. Однако старейшими частными школами в стране являются основанные в 18-м веке элитные интернаты, которые на протяжении своей истории дали образование многим интеллектуальным и политическим лидерам страны. Еще 1,1 млн. учеников, по данным последних переписей населения, обучаются дома своими родителями по принципам, установленным каждым из 50 штатов. |
Местное управлениеПожалуй, самой примечательной особенностью американского образования является его децентрализация. Школы в Соединенных Штатах были и остаются преимущественно в ведении штатов и населенных пунктов. В отличие от большинства других стран, в США нет федеральной системы образования – исключение составляют только военные академии страны и школы для коренных американцев. Федеральное правительство не утверждает и не внедряет общенациональные учебные программы.Государственная система образования составляет крупнейшую статью расходов почти во всех городах и округах США. Основная часть финансирования поступает из местных налогов на недвижимость. Местные советы по образованию, большинство из которых являются выборными органами, руководят почти 15 500 школьными округами страны - от небольших сельских школ в штатах, подобных Канзасу и Небраске, до нью-йоркской системы, в которой ежегодно образование получают более миллиона детей. Советы штатов по образованию, наряду с инспекторами школ или руководителями комиссий по образованию штатов, курируют местные учебные округа, устанавливают требования к учащимся и учителям, утверждают школьное расписание и часто рассматривают отбираемые учебники. Однако главные рычаги влияния, которыми располагают штаты, имеют финансовый характер: большинство штатов оказывают школам существенную помощь в дополнение к местным налоговым поступлениям. Одним из следствий местного контроля и финансирования государственных школ стал разрыв между богатыми и бедными школьными округами. В последние годы под давлением со стороны судов штатов и общественных организаций многие штаты приняли меры для более справедливого финансирования школьных округов, независимо от уровня доходов их населения. Кроме того, федеральное правительство занимается исследованиями и оказывает поддержку в обеспечении равного доступа к качественному образованию, наряду с финансированием кредитов для обучения в колледжах и помощью школьникам и студентам из семей с низким уровнем доходов. Тем не менее, ответственность за образование по-прежнему возлагается, в основном, на правительства штатов и органы местного самоуправления. Согласно сведениям министерства образования США, около 90 процентов годовых расходов на образование на всех уровнях приходятся на долю штатов, местного правительства и частных источников финансирования. |
МногообразиеНа протяжении всей истории США системе школьного обучения приходилось идти в ногу с волнами иммиграции. Сегодня американские школы, как и общество, которое они обслуживают, в этническом отношении многообразны как никогда. В начале 20-го века дети из иммигрантских семей - в основном, из Южной и Восточной Европы - хлынули в государственные школы Северо-востока и Среднего Запада. Новые иммигранты продолжают влиять на этнический состав учащихся, хотя большинство иммигрантов теперь прибывают из стран Латинской Америки и Азии.Афроамериканцы составляют около 17 процентов учащихся в системе К-12. Однако крупнейшим меньшинством в муниципальных школах становятся выходцы из Латинской Америки. Нередко, особенно на Восточном и Западном побережьях США, встречаются школы, где учатся дети, чьи родители родились за границей. Дома школьники разговаривают более чем на десятке различных языков - от арабского до вьетнамского. В итоге преподавание английского как второго языка остается одной из важнейших задач американской системы образования. Несмотря на децентрализацию и многообразие государственных школ, их отличает необыкновенное единообразие в части организации их работы. Ученик, переходящий из калифорнийской школы в школу, расположенную в Пенсильвании или Джорджии, несомненно, обнаружит различия, но набор учебных предметов будет более или менее аналогичным, несмотря на отсутствие обязательной общенациональной программы, внедряемой федеральным правительством. |