США. Влияние американской культуры
Джессика С.Е. Гиноу-Хехт
Джессика С.Е. Гиноу-Хехт преподает историю в Университете Иоганна Вольфганга Гете во Франкфурте-на-Майне. Ее первая книга "Передача невозможна: американская журналистика как инструмент культурной дипломатии в послевоенной Германии, 1945-1955 годы" была наряду с другими авторами удостоена Премии Стюарта Берната как лучшая книга в истории дипломатии. Ее вторая книга "Здравая дипломатия: музыка и эмоции в германо-американских отношениях с 1850 года" будет опубликована издательством "Юниверсити оф Чикаго пресс". Гиноу-Хехт читала лекции в Вирджинском университете, Билефельдском университете, Университете Лютера в г. Галле-Виттенберге и Гарвардском университете. |
В вышедшем на экраны в 1981 году фильме "Боги, наверно, сошли с ума" пилот, пролетающий над пустыней Калахари в Ботсване, выбрасывает бутылку из-под Кока-колы, которая падает на территорию одного из африканских племен. Туземцы сразу же воспринимают эту бутылку как дар богов. Однако этот "дар" меняет в худшую сторону традиции и нравы в обществе того мира, в котором живут эти туземцы. В конце концов, они посылают одного из членов своего племени выбросить злосчастную бутылку за "край земли".
Этот фильм дает представление о том, что стало известно под названием "Великий спор". Являются ли американцы "культурными империалистами", завоевывающими и развращающими остальной мир путем распространения популярной культуры? Я согласна с утверждением Ричарда Пеллза о том, что многие компоненты сегодняшней американской популярной культуры берут свое начало в смешении различных культурных влияний, которое происходило на протяжении всего ХХ века. Однако это не объясняет, почему так много людей во всем мире критически относятся к тому, что они воспринимают, как "американский культурный империализм". Это также не объясняет, почему за последнее столетие данная идея столь глубоко укоренилась и приобрела такую большую силу. Если мы хотим лучше понять подобные представления, нам нужно рассмотреть содержание и влияние этой культуры за рубежом - как это делает Пеллз - а также отношение неамериканцев к этой культуре. |
Исторические предпосылки для влияния американской культурыЛюбопытным парадоксом в американской истории является тот факт, что нация, культурное влияние которой стало носить такой противоречивый характер, формировалась, не имея практически никакого интереса в экспорте культуры. История демонстрирует, что американцы обрели свою самобытность, прежде всего, в своей политической системе и известны именно этим, а не поэтами, художниками и писателями-романистами. Американцы обычно рассматривают свою популярную культуру как способ развлечения, а не инструмент внешней политики. Они никогда серьезно и не думали создавать в своей системе федеральной власти министерство культуры. В 1938 году Государственный департамент основал Отдел культурных отношений, но многие должностные лица США критиковали использование культуры в качестве инструмента дипломатии. И по сей день американцы убеждены в том, что культура не имеет никакого отношения к государственной власти, ее сфера - это творчество, вкусы публики, свободное предпринимательство. Продолжение |
Влияние американской культуры: культура и глобализацияВ настоящее время многие политики и культурные обозреватели во всем мире жалуются по поводу наплыва американских фильмов. Так, например, европейцы беспокоятся из-за возможности утратить свою культурную самобытность и боятся, что они уже потеряли значительную часть своей аудитории, которая потребляет американские продукты. В 1991 году в одном из своих интервью, озаглавленном "Чем выше спутник, тем ниже культура" бывший министр культуры Франции Джек Ланг страстно осудил культурный империализм США. В этой критике не было ничего нового. В семидесятых годах прошлого столетия чилийский профессор Арманд Маттеларт и писатель-романист и критик Ариэль Дорфман написали памфлет "Как читать утенка Дональда", в котором подвергали резкой критике искаженное представление Голливуда о реальной жизни и защищали борьбу чилийского народа за освобождение своей собственной культуры. Этот памфлет стал весьма авторитетным. Продолжение |
Томас Догерти
Голливуд, не взирая на критику, сохраняет за собой пальму первенства на мировом рынке кинопродукции. В статье обсуждаются причины этого явления, рассказывая об успехе нескольких последних фильмов в Соединенных Штатах и других странах. Томас Догерти - профессор кинематографии в университете Брандейса (Бостон, штат Массачусетс) и автор книг, в том числе Projections of War: Hollywood, American Culture, and World War II (1999) и Teenagers and Teenpics: The Juvenilization of American Movies in the 1950s (2002). |
Что типично американского в американском фильме?Американцы "колонизировали наше подсознание", говорит персонаж фильма Вима Вендерса "С течением времени" (1976), жалуясь и восхищаясь одновременно, что характерно для этого фильма немецкого режиссера, который, как только у него появилась возможность, снял картину в Монумент-Валли в штате Юта - местности, где часто происходит действие в фильмах знаменитого голливудского режиссера Джона Форда. Продолжение |
Международное влияние на американское киноЕжегодно подводимые итоги минувшего кинематографического сезона убедительно показывают, что Голливуд давно превзошел остров Эллис в качестве “порта въезда в Америку” зарубежных талантов, жаждущих сниматься в кино. Однако снятые в 2006 году фильмы, достойные "Оскара" и другие, демонстрируют целую галерею иммигрантов, добившихся настоящего успеха в Америке. Об уникальной способности киноиндустрии к ассимиляции, свидетельствует тот факт, что фильмы об американских реалиях – о наиболее типичном и глубоко укорененном в американской жизни - не всегда создаются американскими авторами. Продолжение |