Гостям лондонской Олимпиады запретят автомобили.
Восьми миллионам зрителей будет запрещено ездить на машинах, а придется использовать общественный транспорт, велосипеды или ходить пешком. Лишь небольшому числу инвалидов разрешат парковаться в любом месте запретных для автомобилей зон, которые планируется организовать вблизи главных олимпийских объектов в Лондоне, Бирмингеме, Манчестере, Ньюкасле, Глазго, Кардиффе, Уэймуте и Портленде в Дорсете.
The Times удалось ознакомиться с эксклюзивной предварительной версией транспортного проекта. В нем об играх говорится как о "крупнейшей транспортной операции в мирное время". В дни наибольшего скопления людей на олимпийские объекты будут съезжаться до 800 тыс. человек.
В проекте сообщается, что Олимпийское управление по поставкам хочет сделать игры полигоном для радикально новой системы транспортного планирования, которая затем будет применяться при проведении всех крупных культурных и спортивных мероприятий. Власти пытаются удержать зрителей от использования автомобилей даже на пути в Лондон. Так, отменены вошедшие в изначальную заявку проекты по строительству двух гигантских парковок на шоссе M25 и M11.
Каждому, кто бронирует билет, будет выслан персональный подробный путеводитель, в котором организаторы расскажут, как человеку добраться от собственной двери до места проведения состязаний.
В назначенный день на мобильные телефоны зрителям придет свежая информация о поездке. Если где-то произойдет задержка, им предложат альтернативный маршрут.
Все зрители, отправляющиеся на Олимпиаду в Лондон, получат специальные карточки для поездок по всем зонам. Тот, кто приедет не из Лондона, сможет купить по сниженной единой цене билет в столицу от любой станции.
План коснется даже тех водителей, которые не собираются ехать на Олимпиаду, поскольку в течение двух месяцев одна полоса некоторых важнейших трасс Лондона будет зарезервирована для 80 тыс. представителей "олимпийской семьи" – спортсменов, официальных лиц и журналистов. "Полоса для ЗИЛов", как ее стали называть по имени рядов, зарезервированных в свое время в Москве для кортежей Политбюро, вероятно, будет находиться под контролем десятков камер и группы офицеров правопорядка.
Главная трасса пройдет от юго-восточного угла Гайд-Парка мимо площади Парламента, вдоль набережной к Тауэрскому холму, затем по Хайвею и далее в сторону Стрэтфорда.
В интервью The Times транспортный директор Олимпийского управления по поставкам Хью Самнер рассказал: "Нами разработана очень жесткая программа с целью провести самые "зеленые" игры современности. Мы хотим, чтобы Олимпиада оставила вещественное наследие и в области инфраструктуры, и живое наследие в отношении жителей к транспорту, к поездкам на спортивные и культурные мероприятия".
По его словам, в ходе игр будет сделан упор на смену отношения к автомобильным поездкам. С 2003 года в Лондоне введена плата за въезд в центр города. Лондон – единственный мегаполис мира, где пользование автомобилями снижается и где жители все активнее прибегают к услугам автобусного и железнодорожного транспорта.
"Мы хотим ускорить переход на общественный транспорт и велосипеды, который начался в Лондоне в последние годы. Необходимо будет установить контроль за движением возле спортивных объектов. Мы совершенно четко дадим понять, что парковки здесь не будет".
Фонд Королевского автомобильного клуба приветствовал вложения в новые железнодорожные линии. В частности, более чем в два раза возрастет пропускная способность Северной лондонской ветки.
Но директор фонда Эдмунд Кинг предупредил, что попытка провести в ходе игр эксперимент с передвижением множества людей без использования машин оттолкнет многие семьи от поездки на Олимпиаду.
"Многие захотят взять с собой на Игры детей. Но перспектива того, что придется носить с собой малышей и корзины, возить коляски, которые придется загружать и выгружать из автобусов и поездов, заставит многих отказаться от надежды побывать на этом историческом событии. Организаторы должны избегать чрезмерного усердия и излишней политкорректности в своих транспортных планах".